За многие десятилетия или даже столетия своей эволюции шины из банальных кусков резины превратились в весьма высокотехнологичные изделия. В ассортименте любого производителя имеется большое количество моделей, которые отличаются по целому ряду параметров.
Правильный выбор шин очень важен с точки зрения управляемости автомобилем, безопасности в сложных дорожных ситуациях, возможности применения на различных типах дорожного покрытия и в различных погодных условиях. Не стоит забывать и о таком факторе, как комфортность.
Чтобы потребитель мог определить, какими характеристиками обладает та или иная модель, на каждое изделие наносятся буквенные и цифровые обозначения. Их довольно много, и разобраться в них бывает весьма непросто. Умение расшифровать маркировку шин позволит получить о ней исчерпывающую информацию и сделать верный выбор для любой конкретной машины.
На что смотреть в первую очередь
Первое, что следует учитывать, это типоразмер, а также скоростные и нагрузочные характеристики. Выглядит это примерно так:�
�
Типоразмер
- 205 — ширина шины P в миллиметрах.�
- 55 — высота профиля в процентах. Это не абсолютная величина, а отношение высоты шины H к ее ширине P.�
- 16 — диаметр диска C (установочный размер) в дюймах.�
�
Подбирая типоразмер, нельзя выходит за пределы значений, разрешенных для данной конкретной модели автомобиля. Несоблюдение этого правила чревато непредсказуемым поведением транспортного средства.
�
Высокопрофильная резина отличается улучшенной комфортностью и повышенной проходимостью в снегу. Кроме того, снижается риск повреждения подвески. Однако из-за смещения вверх центра тяжести снижается устойчивость и возникает риск опрокидывания в повороте.�
Низкопрофильные шины улучшают управляемость и ускоряют разгон, но более чувствительны к неровностям дороги. Такая резина не предназначена для бездорожья, на бордюры с ней тоже не стоит наезжать. К тому же она довольно шумная.�
Шины увеличенной ширины усиливают сцепление с дорогой и хорошо проявляют себя на скоростной трассе, но более склонны к аквапланированию, если дорога покрыта лужами. Кроме того, из-за повышенного веса таких шин растет расход горючего.�
Структура каркаса
R — эта буква означает радиальную структуру каркаса. В такой конструкции нити корда находятся в протекторе под прямым углом, обеспечивая лучшее сцепление с дорогой, меньший нагрев, повышенный срок эксплуатации и более экономное расходование топлива по сравнению с диагональными шинами. Поэтому диагональный каркас давно уже не используется в шинах для легковых машин.
В диагональной структуре перекрещивающиеся нити корда проходят под углом примерно 40°. Такие шины жестче, а значит, менее комфортны. К тому же они склонны к перегреву. Тем не менее благодаря прочным боковинам и относительно невысокой стоимости они находят применение в коммерческой автотехнике.
Нагрузочная характеристика
91 — индекс нагрузки. Он характеризует допустимую нагрузку на шину, накачанную до номинального давления. Для легкового транспорта этот параметр находится в диапазоне 50…100.
По таблице можно определить соответствие числового индекса нагрузке в килограммах.�
�
Скоростная характеристика
V — индекс скорости. Буква характеризует предельную скорость, разрешенную для данной шины.
Соответствие буквенного обозначения конкретным величинам разрешенной скорости можно выяснить по таблицам.�
Ни в коем случае нельзя превышать определенный скоростным индексом предел.
�
Другие существенные параметры в маркировке
�
�
- MAX LOAD — предельная нагрузка.�
- MAX PRESSURE — предельное давление в шине.�
- TRACTION — сцепление с мокрой дорогой. По сути это тормозные качества шины. Возможные значения A, B, C. Наилучшее — A.�
- TEMPERATURE — устойчивость к нагреву при скоростной езде. Возможные значения A, B, C. Наилучшее — A.�
- TREADWEAR или TR — износоустойчивость. Указывается в процентах относительно наименее стойкой резины. Возможные значения — от 100 до 600. Больше — лучше.�
- REINFORCED или буквы RF, добавленные к типоразмеру — усиленная 6-слойная резина. Буква C вместо RF — 8-слойная грузовая шина.�
- XL или Extra Load — усиленная шина, ее нагрузочный индекс на 3 единицы превышает стандартное значение для изделий данного типоразмера.�
- TUBELESS — бескамерная.�
- TUBE TYRE — указывает на необходимость использования камеры.
Характеристики, связанные с сезоном, погодой и типом дорожного покрытия
- AS, (All Season или Any Season) — всесезонные.�
- W (Winter) или пиктограмма снежинки— зимняя резина.�
- AW (All Weather) — всепогодные.�
- M+ S — грязь и снег. Годится для тяжелых условий эксплуатации. Резина с такой маркировкой не обязательно является зимней.�
- Road + Winter (R+W) — дорога + зима, изделие универсального применения.�
- Rain, Water, Aqua или значок в виде зонтика — дождевая резина с пониженной вероятностью аквапланирования.�
- M/T (Mud Terrain) — применяется на бездорожье.�
- A/T (All Terrain) — вездеходная резина.�
- H/P — шоссейная шина.�
- H/T — для твердых дорог.�
Обозначения для правильного монтажа
Некоторые шины должны монтироваться строго определенным образом. В процессе установки нужно руководствоваться соответствующими обозначениями.�
- OUTSIDE или Side Facing Out — обозначение для той стороны, которая должна быть обращена наружу.�
- INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона.�
- ROTATION — стрелка показывает, в каком направлении должно крутиться колесо при движении вперед.�
- Left — устанавливать с левого борта машины.�
- Right — устанавливать с правого борта машины.�
- F или Front Wheel — только для передних колес.�
- Rear Wheel — устанавливать только на задние колеса.�
На последние параметры нужно обращать внимание при покупке, чтобы случайно не приобрести 4 левые задние или 4 правые передние шины.�
Дата выпуска�
Маркировка наносится в виде 4-х цифр, указывающих на неделю и год изготовления. В примере дата производства — 4-я неделя 2018 года.�
�
Дополнительные параметры
Кроме перечисленных выше характеристик возможны и другие обозначения, дающие дополнительные сведения о продукте.�
- SAG — повышенная проходимость.�
- SUV —для тяжелых полноприводных внедорожников.�
- STUDDABLE – возможность ошиповки.�
- ACUST —пониженный уровень шума.�
- TWI — маркер индикатора износа, представляющего собой небольшой выступ в канавке протектора. Их может быть 6 или 8, и они равномерно разнесены по окружности шины.�
- DOT — данный продукт отвечает стандартам качества США.�
- E и число в круге — изготовлено в соответствии со стандартами качества ЕС.�
Антипрокольные технологии
SEAL (SelfSeal у Michelin, Seal Inside у Pirelli) — вязкий материал изнутри шины позволяет избежать разгерметизации в случае прокола.
RUN FLAT — данная технология дает возможность проехать на проколотой шине несколько десятков километров.
Маркировка ЕС:
И наконец, стоит упомянуть о новой маркировочной этикетке, которую относительно недавно стали применять в Европе. Она очень напоминает графическую маркировку на бытовых приборах.�
Этикетка дает простую и понятную визуальную информацию о трех характеристиках шин:
�
- Влияние на потребление горючего (A — максимальная экономичность, G — минимальная).�
- Сцепление с мокрой дорогой (A — наилучшее, G — наихудшее);�
- Уровень производимого шума. Кроме числового значения в децибелах, имеется графическое отображение в виде трех волн. Чем меньше затененных волн, тем ниже уровень шума.�